СТРИЖАК И ПАРТНЕРЫ – ВЕДУЩАЯ ФИРМА РОССИИ С КРУПНОЙ БАНКРОТНОЙ ПРАКТИКОЙ

28.09.2021

Новости
Редакция Право.ru, проанализировав число решений по банкротным делам, суммы исков и другие показатели, выделила юркомпании, которые активнее и успешнее других коллег участвуют в подобных спорах.

В 2020 году Независимая юридическая группа "Стрижак и Партнеры" вошла  в ТОП-15 Исследования банкротного рынка по участию в обособленных спорах и во 2 группу  Федерального банкротного рейтинга (КРУПНЫЕ ПРАКТИКИ).
Благодарим исследователей Право.ру за глубину проведенного всестороннего анализа!

На фоне непростой экономической ситуации в стране банкротные практики продолжают набирать популярность. Во время пандемии они стали технологичнее и активнее занялись предбанкротным аудитом. При этом массового финансового краха компаний не произошло, в отличие от возросшего числа несостоятельных граждан. 

Банкротств компаний меньше, а несостоятельных граждан больше
Основной тенденцией 2020 года стало введение банкротного моратория. По мнению руководителя банкротной практики ЮФ Инфралекс Станислава Петрова, такая мера позволила отсрочить финансовый крах тысяч компаний из наиболее пострадавших отраслей. Действительно, по статистике Федресурса, в прошлом году количество корпоративных банкротств снизилось на 19,9% к 2019 году. Мораторий стал своеобразной «отсрочкой казни», уверен партнер ЗАО ЗАО «Сотби» Антон Красников. Хотя после его отмены не случилось «волны банкротств», но количество процедур все же выросло. И оценивать масштаб бедствия пока рано, полагает эксперт. Риски все еще остаются. Юлия Шилова из ART DE LEX соглашается с коллегой. По ее словам, роста банкротств не избежать из-за снижения основных экономических показателей и волнообразных антиковидных ограничений.
«Без эффективного реабилитационного механизма мораторий является лишь отсрочкой неизбежного краха, а процедуры банкротства будут завершаться распродажей активов и ликвидацией», - Станислав Петров.

При этом в прошлом году значительно увеличилось число несостоятельных граждан: сразу на 72% по сравнению с предыдущим годом. В условиях кризиса эта тенденция лишь продолжится, прогнозирует Петров.  

На фоне пандемии расширились технологические возможности юристов. Появление онлайн-заседаний и право предоставлять документы в суд электронно — очень удобные нововведения, которые позволяют экономить время в нашей повседневной работе, приветствует управляющий партнер Стрижак и партнеры Максим Стрижак. Дистанционно стали проводить и собрания кредиторов. Остается надеяться, что и после пандемии эти механизмы останутся доступны, так как диджитализация — универсальный вектор развития всех сфер жизни, включая судебную, подчеркивает партнер РКТ Иван Гулин.  

Другая яркая черта прошлого года — клиенты стали больше заботиться о подготовке к потенциальному банкротству компании, возросло количество запросов на проведение предбанкротного аудита, обращает внимание Петров. Банкротные юристы теперь не только консультируют о рисках и ведут судебные процессы, но и участвуют в управлении активами. А еще они стали чаще привлекать специалистов для обоснования ключевых спорных моментов в банкротных делах, говорит о еще одном тренде адвокат КА Delcredere Антон Демченко. Речь идет про период возникновения признаков неплатежеспособности, соответствие рынку тех или иных сделок и экономическую обоснованность действий контролирующих должника лиц. 

Длительность процедуры из года в год стабильно растет. За последние шесть лет ее средний срок вырос с двух до трех лет. Практика показывает, что для крупных компаний эта цифра порой достигает пяти-семи лет, констатирует Петров.

Вот и средний срок конкурсного производства по процедурам, завершенным в 2020-м, увеличился до 842 дней с 752 дней в 2019-м. Антиковидные меры тоже лишь удлиняли эти процессы, отмечает Юлия Боброва, советник судебно-арбитражной практики АБ Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры . На заседания по банкротным делам приходит особенно много участников: кредиторы, арбитражный управляющий, представитель собственника. В ряде судов такая явка приводила к формальному отложению судебных заседаний просто из-за невозможности соблюсти санитарные нормы, объясняет эксперт.

По сравнению с прошлогодним исследованием пятерка лидеров по суммам в банкротных спорах сильно изменилась. Свои позиции удалось сохранить лишь Ковалев, Тугуши и партнеры. 

Cреди бутиковых банкротных практик средние суммы решений значительно выше. То есть эти юрфирмы сопровождают меньше споров, но они более дорогие. 

Субсидиарная ответственность
«Ведомости» и «Актион бухгалтерия» проанализировали дела по субсидиарной ответственности в картотеке арбитражных дел с 2018 по 2020 год и выяснили, что если в 2018-м всего 114 (45%) из 256 неотмененных решений в судах первой инстанции приняли в пользу руководителей, то в 2020-м — уже 739 из 1176 (63%). При этом именно в прошлом году Верховный суд разрешил привлекать к субсидиарной ответственности наследников должника (дело № А04-7886/2016) и близких родственников, которые мешают кредиторам получить деньги с несостоятельной фирмы (дело № А40-131425/2016).

По словам Гулина, в последнее время с подачи ВС настраивается баланс интересов кредиторов и бенефициаров несостоятельных должников. Вместо тенденции «поголовного» привлечения к субсидиарной ответственности такое наказание все чаще применяют как экстраординарную меру, если удается обнаружить конкретные дефекты управления фирмой-банкротом. С этим мнением соглашается и партнер КА Delcredere Максим Степанчук. Он отмечает, что суды занимают более взвешенную позицию по делам о привлечении к «субсидиарке»: «К ответственности привлекают меньше, но это говорит лишь о том, что практика применения успешно наработана и решение большинства вопросов уже устоялось». 

Кроме того, сейчас ответчики лучше понимают, как и с помощью каких доказательств можно защитить свои интересы при рассмотрении споров, что, безусловно, повышает их шансы на успех, добавляет юрист. 

Реестр требований кредиторов
Число дел, касающихся участия в реестре требований, не уменьшается. Именно с 2020 года Верховный суд стал постепенно отходить от жесткого подхода к субординации требований аффилированных кредиторов. Право.ru посчитало, какие компании чаще всего принимают участие в делах, связанных с включением в реестр требований кредиторов и исключением из него, в этом списке оказалось десять юрфирм.

Банкротный рейтинг и его методология
Исследование провели на основе анкет от юркомпаний. Мы проанализировали 6104 финальных решения российских арбитражных судов, которые приняты с 1 января по 31 декабря 2020 года в банкротных делах. Не учитывались иски о взыскании судрасходов, процессы по оспариванию отказа в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам и т. д. 

При расчете таблиц и распределении компаний по группам (внутри каждой группы компании расположены в алфавитном порядке) учитывалась совокупность самых разных параметров: 

общая сумма. Мы сложили все заявленные требования без учета исхода дела и вне зависимости от того, какую сумму взыскали по итогам спора. Кроме того, сумма дела учитывалась один раз вне зависимости от того, сколько решений приняли по нему в 2020 году. При участии в одном разбирательстве двух и более юркомпаний цена иска пропорционально не делилась;
количество решений финальных инстанций в судах за 2020 год;
полученный результат в судах;
средняя сумма одного дела.
К этим критериям мы применили предложенные аналитиками коэффициенты. Лидеров рынка поделили на юрфирмы с крупной банкротной практикой — это те, кто представил для исследования более 30 кейсов за 2020 год; и бутиковые практики, у кого число споров от 10 до 30. 

В первую группу у крупных практик вошло сразу восемь юркомпаний. Число дел у участников первой пятерки — от 43 до 289, а средняя сумма одного решения достигает 6,9 млрд руб.

Автор: Алексей Малаховский
Источник: ПРАВО.RU

Алексей Малаховский

ПРАВО.RU

Похожие публикации