Судрасходы в банкротстве: кто, кому и сколько платит


Банкротных дел очень много, но консультанты требуются лишь по отдельным категориям споров. Их чаще всего нанимают, когда на кону стоят реальные активы должника. Обычно клиенты – это кредиторы, которые хотят включиться в реестр, возражать против включения в реестр или оспорить сомнительные сделки. Актуально и представительство в спорах о привлечении к субсидиарной ответственности. «Право.ru» собрало хит-парад самых крупных присужденных трат на юристов в банкротстве за год.

В банкротных делах реже, чем в гражданских, привлекают внешних юристов и реже взыскивают расходы на юридическую помощь. По данным Casebook, за год (24 августа 2019 – 24 августа 2020 года) суды вынесли 404 определения о взыскании расходов на услуги представителей. Это 1,6% от всех определений о возмещении судебных расходов за этот период (24 823). Для сравнения: за 2019 год суды признали банкротами 81 381 физических и юридических лиц (статистика «Федресурса»).

Особняком в банкротной сфере держится Агентство по страхованию вкладов – специализированный кредитор и управляющий, который занимается оздоровлением и ликвидацией банков. Агентство прибегает к помощи определенного круга юрконсультантов. 

Эффективность судебных издержек АСВ, в том числе трат на юристов, вызывает много споров в юридическом сообществе. Есть мнение, что организация никем не контролируется, затягивает производство, плохо формирует конкурсную массу, а в итоге расходы завышаются. Есть аргументы в пользу того, что АСВ работает эффективно. Например, согласно отчету 2019 года, средний процент удовлетворения требований кредиторов в банках, где завершены ликвидационные процедуры, за весь период деятельности агентства составил 45,3%.

Вопросами обоснованности трат агентства занимался и Верховный суд. В деле о несостоятельности Пробизнесбанка осенью 2019 года ВС оценил правомерность так называемого гонорара успеха – его наряду с твердой суммой использовало АСВ для оплаты услуг КА «Кворум». Экономколлегия указала, что такая форма оплаты не может использоваться в банкротстве свободно. Надо оценивать, не нанесет ли она ущерб конкурсной массе и интересам кредиторов.

Впрочем, с 1 марта 2020 года на законодательном уровне признается «гонорар успеха», напоминает старший юрист Независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» Кирилл Карпов. По его словам, новелла должна наконец-то поставить точку в этом вопросе.

Подробнее о присуждении затрат на юристов в банкротстве можно прочитать на ПРАВО.RU

Кирилл Карпов

Старший юрист

Похожие публикации