Мораторий на банкротство: что стоит знать бизнесу

22.04.2020

Новости

Президент РФ предложил ввести на полгода мораторий на банкротство компаний, которые сильнее всего пострадали из-за пандемии корнавируса. Это авиакомпании, музеи, гостиницы, рестораны и другие организации, чей бизнес напрямую зависит от потока клиентов. Поправки в закон о банкротстве внесли уже 1 апреля этого года.

Сейчас в предпринимательской среде активно обсуждается, каким образом будет идти реализация нововведений. А Госдума готовится к рассмотрению поправок в закон о моратории на банкротства, которые дадут компаниям право выйти из-под его действия. Поскольку часть бизнеса не устроили вводимые ограничения на текущую деятельность, в том числе на дивиденды. Эксперты Независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры» провели анализ и подготовили обзор уже внесенных в закон изменений.

ЧТО ТАКОЕ МОРАТОРИЙ НА ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

В связи с возникновением эпидемии COVID-19, разработаны антикризисные меры, одни из них были введены Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ от 01.04.2020) в части изменений вносимых в Федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве). Мораторий на банкротство – это мера исключительная, и направлена она на обеспечение стабильности экономики.

Многие сферы бизнеса оказались под ударом, возрос риск утраты платежеспособности. Чтобы компании массово не попали под банкротные процедуры, и было предложено временно приостановить этот механизм. Теперь в законе о банкротстве появилась статья 9.1 «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве».

Мораторий вводится на подачу заявлений о банкротстве кредиторами должника. То есть сама компания может принять решение заявить в арбитражный суд о своей финансовой несостоятельности.

Правительство РФ: определяет срок действия моратория по банкротству; формирует список, на кого распространяется мера. Это может быть перечень отраслей экономики, видов деятельности по ОКВЭД, компаний или отдельных лиц.

3 апреля 2020 года Правительство РФ опубликовало список отраслей, которые несут из-за пандемии наибольший ущерб (постановление от 03.04.2020 № 434). В список вошло 9 отраслей:

       1. Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

       2. Культура, организация досуга и развлечений

       3. Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

       4. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

       5. Гостиничный бизнес

       6. Общественное питание

       7. Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

       8. Деятельность по организации конференций и выставок

       9. Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. №428 введен на 6 месяцев мораторий на банкротство (запрет на возбуждение дел о банкротстве в отношении следующих должников):

       (а) организаций и ИП, чьи основные виды деятельности (по ОКВЭД) на 1 марта 2020 г. указаны в списке наиболее пострадавших сфер (эти 9 отраслей указаны выше),

       (б) организаций, включенных:

       в перечень системообразующих организаций (утв. Правительственной комиссией)

       в перечень стратегических предприятий (утв. Указом Президента от 04.08.2004 №1009)

       - в перечень стратегических организаций (утв. Распоряжением Правительства РФ от 20.08.09 №1226-р)

Проверить, распространяется ли на должника мораторий на банкротство, можно с использованием сервиса ФНС РФ.

КАК РАБОТАЕТ МОРАТОРИЙ НА ПОДАЧУ ЗАЯВЛЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ

Кредиторам должника, который оказался в списке Правительства, нужно учесть, что:

       · Суд вернет заявление кредитора о признании такого должника банкротом, если документ подадут в период действия моратория. Так же судьи поступят с заявлениями, которые хотя и были поданы до начала действия моратория, но которые на 03.04.2020 г. не были приняты к производству.

       · Если во время действия ограничений кредитор направит на Федресурс уведомление о намерении начать банкротный процесс, уведомление не опубликуют до окончания срока действия моратория.

       · Если даже кредитор успел до 03.04.2020 г. разместить на Федресурсе уведомление о намерении начать банкротный процесс, но дело о банкротстве не было возбуждено, а на должника распространяется мораторий, то наличие уведомления все равно не предоставляет кредитору право подать заявление о банкротстве должника. Сведения в таком уведомлении теряют силу с даты, когда введен мораторий на банкротство (03.04.2020). 

ВО ВРЕМЯ МОРАТОРИЯ ДЕЙСТВУЮТ ОСОБЫЕ ПРАВИЛА

 В период моратория (с 03.04.2020 по 03.10.2020):

       · должник избавлен от обязанности подавать собственное заявление о банкротстве. Компания по своей воле может подать такое заявление, но не обязана;

       · наступают последствия, указанные в законе (абз. 5, 7 – 10 п.1 ст. 63 Закона о банкротстве). Например, не допускаются: выдел доли участнику в связи с выходом из общества, выплата действительной стоимости доли, выкуп должником размещенных акций, не допускается прекращение обязательств должника путем зачета, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, не допускается выплата дивидендов, распределение прибыли, не начисляются неустойки за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей (за исключением текущих),;

       · на имущество должника не обращают взыскание, причем как в судебном, так и внесудебном порядке;

       · приостанавливаются незаконченные исполнительные производства по имущественным взысканиям, если требование возникло до введения моратория на банкротство. Однако при этом сохраняются ранее наложенные аресты и ограничения.

ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ПРЕКРАЩЕНИЯ МОРАТОРИЯ (то есть после 4 октября 2020 г.)

Если банкротство будет возбуждено в течение 3 месяцев после прекращения моратория, то в отношении бывших «мораторных» должников будут действовать следующие правила:

       1) Со дня введения моратория (т.е. с 03.04.2020) исчисляются периоды оспаривания подозрительных сделок (ст. 62.1), сделок с предпочтением (ст. 61.3), а также периоды, упомянутые в пункте 2 статьи 19 закона № 127-ФЗ. Они включают в себя соответствующий период до введения моратория, время действия самой меры, а также срок в течение 1 года с момента ее отмены, но не позднее даты возбуждения дела о банкротстве.

       2) На дату введения моратория (т.е. на 03.04.2020) будут определяться состав и размер денежных обязательств, выплат работникам и обязательных платежей, которые возникли до введения моратория, но были заявлены после того, как суд принял заявление к производству.

       3) Величину выплат в иностранной валюте определяют в рублях по наименьшему значению курса ЦБ либо на день введения моратория (03.04.2020), либо на дату возбуждения дела о банкротстве.

       4) Будут признаны ничтожными сделки, совершенные в период действия моратория по передаче имущества и по принятию обязанностей (кроме совершаемых в обычной хозяйственной деятельности должника, если цена имущества, передаваемого по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам, или размер принятых обязательств или обязанностей не превышает 1% стоимости активов должника, определяемой по его бухгалтерской отчетности за последний отчетный период на дату введения моратория. При этом если сделка менее 1%, это не означает ее автоматического отнесения к обычной. Она должна быть обычной и с точки зрения обстоятельств ее совершения.

Также в пункте 5 статьи 9.1 Закона о банкротстве содержится следующая новелла:

Арбитражный управляющий любого должника в течение 6 месяцев, пока действует мораторий, вправе проводить собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников в форме заочного голосования.

ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 01.04.2020 № 98-ФЗ 

Для более эффективной борьбы с распространением коронавирусной инфекции расширили полномочия Правительства РФ.

Теперь оно вправе ввести режим чрезвычайной ситуации или повышенной готовности на территории России или ее части. Чрезвычайной может быть объявлена ситуация, при которой распространяется заболевание, представляющее опасность для окружающих (например, новая коронавирусная инфекция) (ст. 2 Закона № 98-ФЗ).

Единым координационным органом государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций также может стать Правительство РФ (если само примет такое решение) (ст. 2 Закона № 98-ФЗ). Ранее закон предусматривал в таком случае создание отдельной правительственной комиссии.

В рамках режима чрезвычайной ситуации Правительство РФ имеет право:

       · устанавливать обязательные для исполнения правила поведения в случае введения указанных выше режимов (ст. 2 Закона № 98-ФЗ);

       · устанавливать особые правила государственной регистрации лекарств и медицинских изделий, которые применяются в режиме чрезвычайной ситуации (ст. 7 Закона № 98-ФЗ).

Кроме того, Правительство РФ наделили правом на срок до 90 дней ограничивать оборот лекарств и медицинских изделий в условиях чрезвычайной ситуации (ст. 10 Закона № 98-ФЗ). Мера направлена против тех, кто скупает лекарства для их дальнейшей перепродажи, создавая тем самым искусственный дефицит.

Документом предусмотрен ряд мер для поддержки бизнеса. Некоторые реализованы уже сегодня.

Временно отменены плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в соответствующий реестр. Ограничение касается проверок в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите предпринимателей (план таких проверок опубликован на сайте Генеральной прокуратуры РФ) (ст. 6 Закона № 98-ФЗ). Эта мера должна помочь предпринимателям в условиях пандемии коронавируса сосредоточить максимальные усилия на проведении карантинных мер по борьбе с распространением инфекции, а не на общении с контролирующими органами. Запрет на проведение проверок действует с 1 апреля по 31 декабря 2020 года и не распространяется на случаи, когда проверка проводится из-за причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п.1 ст. 19 Закона №98-ФЗ от 01.04.2020 г. арендаторы недвижимого имущества смогут рассчитывать на отсрочку внесения арендной платы, предусмотренной в 2020 году, если договор аренды был заключен до принятия в 2020 году режима повышенной готовности.

В отношении таких арендаторов (юр.лиц и ИП), осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, Правительство РФ в постановлении от 03.04.2020 №439 определило условия отсрочки:

       - она предоставляется начиная с даты введения режима повышенной готовности на срок до 1 октября 2020 г.;

       - долг по аренде подлежит уплате не ранее 1 января 2021 г. и не позднее 1 января 2023 г. поэтапно, не чаще 1 раза в месяц равными платежами, размер которых не превышает половины ежемесячной арендной платы;

       - отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50% аренды за соответствующий период со дня прекращения режима повышенной готовности до 1 октября 2020 г.;

       - в связи с отсрочкой не применяются штрафы, проценты по ст.395 ГК РФ или иные меры ответственности за несоблюдение порядка и сроков внесения арендной платы;

       - арендодатель не может установить арендатору дополнительные платежи в связи с отсрочкой;

       - если в арендную плату включены платежи за пользование арендатором коммунальными услугами или расходы на содержание, то отсрочка этой части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, когда в период действия режима повышенной готовности или ЧС арендодатель освобождается от оплаты таких услуг / от несения таких расходов;

       - арендатор и арендодатель могут установить иные условия отсрочки, но только если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

      Пунктом 3 ст. 19 Закона №98-ФЗ от 01.04.2020 г. предусмотрено право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за тот период 2020 года, в котором недвижимость не могла использоваться в связи с принятыми государством мерами (то есть «арендные каникулы» на период невозможности использования помещения).

Кроме того, уже получили отсрочку арендаторы земельных участков и недвижимости, которая находится в собственности города Москвы (см. ниже), и арендаторы федерального имущества (см. ниже).

До 1 января 2021 года для юридических лиц Правительство РФ сможет устанавливать особенности взыскания неустойки (штрафа, пеней) за несвоевременную и (или) неполную оплату услуг по договору о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении (ст. 18 Закона № 98-ФЗ). Не вполне ясно, какие из мер будут приняты – отсрочка, рассрочка или снижение размеров взыскания.

Закон предусматривает меры поддержки для туристов, которые приобрели туристические путевки, но не смогли вернуться в страну или не смогли поехать отдыхать в Россию (или за границу) по независящим от них причинам (ограничение въезда в страну, угроза безопасности жизни и здоровью и пр.). Предусмотрена выплата компенсаций понесенных ими расходов. Средства на это будут выделять из фондов персональной ответственности туроператоров по решению Правительства РФ (ст. 3 Закона № 98-ФЗ). Порядок и размеры такого возврата будут установлены позднее.

Изменения коснулись и госзакупок. Процедуры заключения госконтрактов смягчены. В частности, расширен перечень оснований для закупок у единственного поставщика, отменены штрафы за невозможность исполнить контракт по причине распространения коронавируса и т.д. (ст.ст. 11, 16 Закона № 98-ФЗ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 24.03.2020 № 212-ПП

В связи со сложной экономической обстановкой, вызванной распространением коронавируса, Правительство Москвы (постановление от 24.03.2020 № 212-ПП) приняло следующие меры поддержки бизнеса.

Освобождение и отсрочка по арендной плате

Освобождаются от арендной платы (на срок временного приостановления деятельности в Москве) за земельные участки (в собственности Москвы и находящиеся в Москве, госсобственность по которым не разграничена) и объекты нежилого фонда в собственности Москвы организации, работающие в сфере (п. 3.1 постановления):

       · культуры,

       · физической культуры и спорта,

       · выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением.

Организации, которые предоставляют гостиничные услуги, услуги в сфере общественного питания, туризма могут воспользоваться отсрочкой арендной платы (по аренде указанных выше объектов) за апрель, май, июнь 2020 года. Крайний срок уплаты – 31 декабря 2020 года (п. 3.2 постановления).

Чтобы воспользоваться отсрочкой или освобождением, арендатор должен подать заявление и иметь документы, подтверждающие использование объекта в соответствующей деятельности.

Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, которые работают через нестационарные торговые объекты в метрополитене, они могут рассчитывать (после соответствующего заявления) на уменьшение на 50 % платы по договорам на осуществление деятельности (оказания услуг). Для этого заключается отдельное соглашение (п. 6 постановления).

Такие меры действуют с 25 марта 2020 г.

Отсрочка по налогам и торговому сбору

Кроме того, принято решение (п. 1, 2 постановления):

       а) продлить срок уплаты торгового сбора за 1-й квартал 2020 г. до 31 декабря 2020 г. включительно (вместо 27 апреля 2020 года),

       б) до 31 декабря 2020 г. включительно продлить срок уплаты авансовых платежей за 1-й квартал 2020 г. по налогу на имущество (вместо 30 апреля) и земельному налогу для организаций (вместо 30 апреля), которые осуществляют деятельность в сфере:

       · общественного питания,

       · туризма,

       · культуры,

       · физической культуры и спорта,

       · организации досуга и гостиничного бизнеса.

Эти меры действуют с 01.04.2020, поскольку именно с этой даты вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, который позволил органам исполнительной власти субъектов РФ продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов и авансовых платежей по ним (п. 8 Постановления, комментарий к Закону). 

КАКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИП СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ ОТСРОЧКУ ПО АРЕНДНЫМ ПЛАТЕЖАМ ЗА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО ИЗ-ЗА КАРАНТИНА

Распоряжением от 19.03.2020 № 670-р Правительство РФ обязало Росимущество обеспечить по договорам аренды федерального имущества:

       а) заключение доп.соглашений с арендаторами, включенными в реестр МСП, об отсрочке арендных платежей за федеральное имущество за апрель-июнь 2020 на срок, предложенный арендаторами, но не позднее 31.12.2021 г.;

       б) заключение доп.соглашений с арендаторами, включенными в реестр МСП и осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших отраслях, об освобождении от уплаты арендных платежей за федеральное имущество за апрель -июнь 2020 г.

Также Правительство обязало федеральные органы исполнительной власти обеспечить по договорам аренды, заключенным в соответствии с Постановлением от 21.08.2010 №645 об имущественной поддержке субъектов МСП, обеспечить:

       - заключение с арендатором, являющимся субъектом МСП, доп.соглашения об отсрочке арендной платы, предусмотренной в 2020 г., и ее уплату равными частями в сроки, предусмотренные договором аренды в 2021 году.

Органы власти, а также их подведомственные учреждения (арендодатели) должны уведомить субъектов МСП о возможности получения указанной отсрочки (пп. "б" п. 1, пп. "б" п. 2 распоряжения № 670-р).

После этого арендатор обращается к арендодателю за оформлением дополнительного соглашения к договору аренды, предусматривающего условия отсрочки. Дополнительное соглашение должно быть заключено в течение трех рабочих дней с даты обращения (пп. "а" п. 1, пп. "а" п. 2 распоряжения № 670-р).

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ РАЗЪЯСНИЛ СУДАМ, КАК РАБОТАТЬ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСА

Верховный суд РФ дал разъяснения по вопросам, возникающим у судов в связи с применением противоэпидемических мер. Обзор судебной практики содержит ответы на 26 вопросов, в том числе о порядке исчисления и восстановления процессуальных сроков, а также сроков исковой давности, вопросов исполнения обязательств и возможности признания ограничительных мер обстоятельствами непреодолимой силы. Ответил Верховный РФ суд и на вопросы о применении новых составов преступлений и административных правонарушений, таких как уголовная ответственность за распространение фальшивых новостей об эпидемии и штрафов за нарушение режима самоизоляции.

Обзор поделен на пять частей:

       · Процессуальное законодательство

       · Гражданское законодательство

       · Законодательство о банкротстве

       · Уголовное право

       · Положения об административных правонарушениях

Некоторые сокращенные выводы из Обзора приведены ниже.

Так, важными являются приведенные в обзоре Верховного суда РФ критерии разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3. КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) и 20.6.1. КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

Суды не должны наказывать по ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, штраф – от 15 000 до 40 000 руб.) людей, которые отошли от места проживания слишком далеко, или находились на улице без веской причины, или еще каким-то образом нарушили установленные местными властями правила поведения при введении режима повышенной готовности. Как следует из разъяснений Верховного суда РФ, за это полагается наказание по ст. 20.6.1 КоАП РФ (штраф – от 1000 до 30 000 руб.).

Наказанию по более суровой ст. 6.3 КоАП РФ подлежат люди с подозрением на коронавирусную инфекцию или контактировавшие с ними и нарушившие предписание санитарного врача, которое всегда выписывается конкретному человеку.

Такое разграничение между видами наказания не раз обозначали эксперты, однако судебная практика в регионах шла по разному пути. Так, суды в Москве оштрафовали уже несколько десятков человек по ст. 6.3 КоАП РФ за то, что те «без необходимости и в отсутствие оснований» находились на улице на расстоянии более 100 м от места проживания.

За ложные новости о коронавирусной эпидемии нельзя наказывать, если их распространили до 1 апреля.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за распространение заведомо ложной информации о пандемии COVID-19, если это действие совершено до 1 апреля 2020 г., когда вступили в силу соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ, разъяснил Верховный суд РФ. Если же распространение заведомо ложной информации было начато до 1 апреля и продолжалось после, то уголовно наказуемыми могут быть признаны только те действия, которые были совершены после 1 апреля. При этом обязательным условием для привлечения к ответственности является наступление общественно опасных последствий, состоящих в причинной связи с такими действиями, следует из разъяснений суда.

Важными являются и разъяснения о возможности отложить и приостановить разбирательства по уголовным и административным делам в условиях пандемии, а также критерии, предложенные президиумом Верховного суда РФ для принятия. Если гражданин из-за ограничений пропустил срок на подачу заявления или жалобы, то Верховный суд РФ разъяснил, что судам надо учитывать ситуацию и восстанавливать пропущенные сроки.

Также, Верховный суд РФ указал, что информация о противоэпидемических мероприятиях – общественно значимая.

К разряду общественно значимой информации, которая может оказаться «заведомо ложной» и, следовательно, уголовно наказуемой, может быть отнесена информация об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, а также о принимаемых в связи с этим мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, разъясняет Верховный суд РФ.

Нерабочие дни не считать выходными, также отметил Верховный суд РФ.

Верховный суд дал исчерпывающие разъяснения по части соблюдения процессуальных и исковых сроков и это в целом положительный момент: суд четко сказал, что в период с 30 марта по 30 апреля течение всех сроков – за исключением особых категорий дел – приостанавливается.

Объявленная Президентом РФ нерабочая неделя, которая затем была продлена, не основание для переноса сроков исполнения обязательств, говорится в разъяснениях. «Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом», – считает Верховный суд РФ. По его мнению, пандемия и введенные ограничительные меры могут быть признаны обстоятельством непреодолимой силы, но такое признание не может быть универсальным и должно устанавливаться с учетом обстоятельств по каждому конкретному делу.

Верховный суд РФ говорит, что указы Президента РФ не поменяли Гражданский кодекс РФ и сохранились лишь две категории дат, позволяющие отсрочить исполнение договора, – выходные и праздничные, объявленные в указах главы государства нерабочими дни к ним не относятся.

Кроме того, в документе Верховный суд РФ объяснил условия расторжения договоров из-за эпидемиологической обстановки.

Суть позиции Верховного суда России заключается в том, что судам необходимо в каждом конкретном случае выяснять – существовали ли в условиях специального ограничительного правового режима обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению обязательств. При этом, бремя доказывания наличия таких обстоятельств ложится на должника. Такая позиция исходит из особенностей самого ограничительного режима нерабочих дней, который носит дифференцированный (в частности, по видам деятельности и территориям) характер.

Разъяснения сформулированы таким образом, чтобы избавить суды от необходимости признавать неисполнение обязательств форс-мажором.

Карантинные ограничения из-за пандемии коронавируса могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, на основании которых компанию могут освободить от санкций за срыв контрактов, считает Верховный суд России.

В то же время Верховный суд РФ указал, что обстоятельства непреодолимой силы все равно придется доказывать. Если по договору не заплатил контрагент, то это нельзя считать форс-мажором, даже если он не заплатил из-за форс-мажора. Здесь имеет место такое понятие, как «предпринимательский риск», которое предполагает, что участник договора мог предусмотреть невыполнение обязательств.

Суд считает, что эти ограничения могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, но не в любом случае: суды должны устанавливать наличие таких обстоятельств индивидуально, с учетом обстоятельств конкретного дела.

Что касается банкротства, то, как указал Верховный суд РФ, заявления кредитора о признании должника банкротом будет достаточно, чтобы включить его в перечень лиц, на которых распространяется новый мораторий.

Как объяснил Верховный суд РФ, если на должника распространяется банкротный мораторий, арбитражный суд вправе вернуть заявление о банкротстве. При этом обстоятельства возникновения задолженности должника перед кредиторами, а также период ее возникновения правового значения не имеют. В отношении должников, на которых распространяется мораторий, могут выдаваться исполнительные листы по судебным актам. 

Восстановление пропущенных сроков на предъявление кредиторами требований в банкротном деле или признание соблюденными сроков на совершение других действий будут происходить индивидуально. Верховный суд РФ сказал, что для принятия соответствующих решений суды должны учесть конкретные обстоятельства каждой ситуации.

ПРЕСС-ЦЕНТР

информирует

Похожие публикации